С точки зрения буржуазных филистеров, революция это лишь нелепый и часто болезненный заусенец на пути устойчивого развития человечества в никуда. Паразитируя на извечном страхе человека перед радикально изменяющими (или прекращающими) его жизнь катастрофами, они сеют в массах страх перед революционными преобразованиями. С философской точки зрения они застряли в XVII веке, где, подобно, Ахиллесу, все еще пытаются догнать свою черепаху. Для нас, коммунистов, революции — это естественные и неизбежные этапы развития человеческой цивилизации, его структурной перестройки на пути развития человечества. Маркс, и особенно — Энгельс приложили большие усилия по интеграции классовой теории в общефилософскую картину мира. Но в XIX веке большинство естественных наук лишь начинали выходить за рамки линейных приближений. Лишь в середине XX века отдельные исследования нелинейных процессов в физике, метеорологии, биологии позволили Тома сформулировать общие положения теории катастроф. Её простой математический аппарат позволил обобщить научные достижения в отдельных областях знания и найти общие закономерности их динамики, применимые также и к политическим революциям. Мы обсудим как фундаментальные положения теории катастроф, так и её различные приложения. Разумеется, основной акцент будет сделан на социальных науках, но также мы затронем широкий круг других применений теории катастроф. Ключевой момент доклада и последующей дискуссии — анализ ленинского определения революционной ситуации с точки зрения теории катастроф.